Статьи
2022-10-15 13:01

Обучение грамотному письму

Кто за прописи? Мы двумя руками – за, ведь это очень полезно.

Когда вы последний раз писали что-нибудь на бумаге, ручкой или карандашом? Как получилось — читабельно? Мы все заметили, как сильно изменился, испортился наш почерк. Больше того - во многих странах детей больше не учат писать от руки. Зачем, если есть компьютер, клавиатура и принтер. (Остается тогда вопрос: а зачем тогда учиться считать? Ведь есть калькуляторы...).

Старое доброе чистописание. Чего мы можем лишиться, отказавшись от развития навыка письма? Мы даже не будем начинать с первого очевидного факта – развития мелкой моторики. Ее в конце концов можно развивать и рисованием, и лепкой, и рукоделием. Все намного серьёзнее.



Прежде всего, развитие навыка письма активизирует те отделы мозга, которые отвечают за способность планировать и контролировать.

Обучаясь рукописанию, ребенок учится преобразовывать в слова и буквы то, что он видит, то есть связывать язык и визуальные образы.

Выводя старательно палочки, кружочки и завитки, ребенок учится терпению и усидчивости, умению соотносить движение руки с тем, что он видит, вырабатывает точность движений. Это на этапе механического обучения письму.

Но и это еще не все: умение писать способствует развитию умения читать и понимать написанное. То есть дети, обучаемые чистописанию, лучше воспринимают текстовую информацию. Это прямая связь со способностью внятно и лаконично излагать собственные мысли. К слову умение набирать тексты на клавиатуре такого эффекта не дает. Рукописание активизирует те зоны головного мозга, что отвечают за конвертацию буквенных символов в слова и образы.

Любопытно, но лучше всего развивает мозг ребенка письмо перьевой чернильной ручкой. Той самой, которой писали в прописях наши бабушки и деды.

На заре советской педагогики над разработкой методики чистописания трудились целые институты, в которых работали не только педагоги и методисты, но и нейрофизиологи.
Каждое движение выверялось, каждый штрих был целесообразен. Высчитывалось рациональное сочетание напряжения и расслабления мышц руки.
Письмо шариковой и гелевой ручкой такого эффекта не дает, от их использования рука пишущего быстрее устает. Хотя сам процесс и оказывается более быстрым.

Опыт многих поколений студентов показывает: при рукописном конспектировании запоминание происходит значительно легче. Тщательно законспектированная лекция может даже не требовать перечитывания. Это связано с тем, что в процессе записей студент не записывает механически все подряд, а мысленно проводит обработку поступающей информации, приводя ее в наиболее логичный (в собственном индивидуальном восприятии) и лаконичный вид.

Наконец, умение хорошо писать и читать прямо влияет на уровень грамотности. И то, как он стремительно падает, мы также, увы, все наблюдаем каждый день. Иногда страшно читать комментарии в социальных сетях.